Шактизм

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Шактизм » Теология и метафизика шактизма » классификация Пуран?


классификация Пуран?

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Вопрос, наверное, к ув. Арджуне, или к тому, кто знает. Прочел недавно в одной заметке такое резделение Пуран:

Пураны – изложение ведического знания на примерах из истороии Вселенной. Изначально Пурана тоже была едина, потом Вьяса разделил ее на 18 частей и дополнения.

Сатвика-пураны: Вишну-пурана, Нарада-пурана, Бхагавата-пурана, Гаруда-пурана, Падма- пурана, Вараха-пурана.

Раджасика-пураны: Брахманда-пурана, Брахмавайварта-пурана, Маркандея-пурана, Бхавишья-пурана, Вамана-пурана, Брахма-пурана.

Тамасика-пураны: Матсья-пурана, Курма-пурана, Линга-пурана, Вайю-пурана, Сканда-пурана, Агни-пурана.

статья была отеч. кришнаитского автора. Вопрос - такая классификация отражена где-либо в традиц. текстах (шастрах) или это плод фантазии современных гаудиа-вайшнавов?

0

2

Вопрос, наверное, к ув. Арджуне, или к тому, кто знает.

Я, конечно, не Арджунаджи, но рискну попробовать дать свою интерпритацию. Я уже писал об этом в другом месте, поэтому помещаю слегка переработанную и дополненную версию. Сорри, за угловатость оной, за полным отсутствием свободного времени только в двух словах:

статья была отеч. кришнаитского автора. Вопрос - такая классификация отражена где-либо в традиц. текстах (шастрах) или это плод фантазии современных гаудиа-вайшнавов?

Сие мы встречаем в нескольких интерпретациях текста Падма Пураны.
ИМХО, это, действительно, плод фантазии, вот только, имхо, не современных Гаудиа Вайшнавов. Тут датировка, скорее всего, веком 16, а, скорее, 17 будет.
С точки зрения 18 «основных» Пуран, именно Падма Пурана имеет наиболее скандальную историю. Существует несколько редакций Падма Пураны, и в иной редакции большАя часть шлок отсутствует, поскольку текст Падма Пураны датируется разными временами. В частности, шлоки, содержащие приведённую Вами информацию, относятся к более поздней редакции.
Итак, Падма Пурана относится к категории Вайшнавских Пуран. Некоторые шлоки отражают чисто сектантский характер данной Пураны. В доказательство этих слов могу привести следующую шлоку:

Aradhenam sarvesham
Vishnor aradhanam param
Tasmat parataram devi
Tadiyanam samar-chanam

“О Деви, из всех форм поклонения – поклонение Вишну считается наивысшим. Но выше этого поклонение тому, кто принадлежит Вишну.”

Ну, уж очень конкретно просматриваются просектантские идеи из разряда, типа: «слуга, слуги, слуги». Вот ещё одна шлока, и, кстати, весьма веское доказательство в пользу влияния непосредственно  Гаудиа Вайшнавов на текст Падма Пураны:

dvantrim-sad-aksaram mantram
nama-soda-sakanvitam
prajapan vaisnavo nityam
radha-krsna-sthalam labhet

«Любой вайшнав, постоянно повторяющий мантру, состоящую из 16 имён,  обязательно достигнет обители Радхи и Кришны».

Учитывая, что речь идёт именно Радха-Кришне, можно сделать вывод, что это либо Двайтавайта Нимбарки, либо Гаудиа Вайшнавизм Чаитаньи. И лично я склонен отдать предпочтение в пользу второго варианта, исходя из содержания вышеприведённых шлок, плюс датировка поздних вставок восходит, примерно к Вишванатха Чакраварти, а именно он, как Вам, возможно, известно, де юре является основателем Гаудиа Вайшнава Сампрадайи. Это как раз время широкой борьбы между течениями, куда, фактически, Гаудиа Вайшнавизм, только оформившийся как Сампрадайа (де юре) активно пытается впихнуться.
Но вернёмся к Падма Пуране и Вашему вопросу.
В данной Пуране рассматривается классификация восемнадцати (основных) Пуран (деление условное), 3 по шесть, включая, само собой, и Падма Пурану. Эта классификация дана сообразно Вайшнавскому течению, относя шесть Вайшнава Пуран к сатвическим, шесть Брахма Пуран к раджасическим и шесть Шайва Пуран к тамасическим. Собственно говоря, было бы странно, если бы данная Пурана относила бы (будучи чисто Вайшнавской) Вайшнавизм к иной группе. :D  Как Вам, возможно, известно, тексты Пуран не относят к текстам категории Шрути. Пураны – это тексты категории Смрити и являются вторичными по отношении к текстам Шрути. В Падма Пуране идёт деление ТОЛЬКО касаемо текстов восемнадцати Пуран. (Кстати, ещё одно доказательство более поздней вставки данной части текста, поскольку к тому времени уже сложилось число Пуран, отнесённых к основным, а это произошло сильно позже написания многих из них.) На основе этой поздней вставки Вайшнавы быстренько «всех поделили». Учитывая, что идущих «путём Брахмы» попросту нет, они автоматически «сходят с дистанции», и получается, что есть Вайшнавы-саттвики, ну и тамасичные Шайвы. Хороший политический ход, однако. :)
Ещё корень этого деления Вайшнавами проистекает из «функций», выполняемых Тримурти. Так функция Брахмы – творение. Творение традиционно соотносится с гуной страсти, поддержание созданного соотносится с благостью, а разрушение, соответственно с невежеством. Но извините, тримурти Брахма-Вишну-Шива (Рудра), в этом делении Шива(Рудра) и Шива в философии Шиваизма вовсе не одно и тоже. Так что это опять же идёт от весьма поверхностного понимания философии Шайвов и Шакт.
Ещё некоторый толчок для подобных заключений мог дать орден Пашупатов благодаря некоторым особенностям их практики. Но всё это есть лишь точка зрения, постулируемая в некоторых направлениях Вайшнавизма, без действительно конкретного подтверждения текстов писаний.
В общем, факт остаётся фактом. В Падма Пуране присутствует такое деление, что даёт основание некоторым Вайшнавам для множественных рассуждений на тему того, что их поезд катит по самым поездатым рельсам. :) Поэтому и понятие «тамасика-шастры» существует, на сколько я знаю, ТОЛЬКО в Вайшнавизме.
К слову, деление это совершенно безграмотное. Брахманда Пурана, например, прекрасно может быть отнесена к Шакта Пуранам. С Маркандейа Пураной тоже не всё просто.
Вообще, кто-то крайне безграмотно поработал над этой Пураной. Вот примеры безграмотности автора вставок (перевод также взят в «лучших традициях» ГВ, как пример современной манипуляции):

майавадам асач-чхастрам
праччханнам бауддхам учйате
майаива калпитам деви
калау брахмана-рупина

брахманаш чапарам рупам
ниргунам вакшйате майа
сарвасвам джагато 'пй асйа
моханартхам калау йуге

веданте ту маха-шастре
майавадам аваидикам
майаива вакшйате деви
джагатам наша-каранат

«Учение майявады не чисто. Это скрытый буддизм. Дорогая Парвати, в Кали-югу я прихожу в образе брахмана и учу этой надуманной философии. Чтобы ввести в заблуждение безбожников, я описываю Господа, Верховную Личность Бога, безличным и не имеющим качеств. Точно так же на основе учения майявады я объясняю людям «Веданту», чтобы, отрицая личностный образ Господа, увести их в сторону атеизма».
Мнение о том, что Адвайта Веданта в частности, и Адвайта в целом является «завуалированным буддизмом», есть мнение Вайшнавов-Двайтинов, и существует века с двенадцатого-тринадцатого (не ранее). Это мнение ошибочно по ряду признаков. Наличие его в Падма Пуране, на мой взгляд, является лишь доказательством более позднего вмешательства в текст Падма Пураны. Эти слова из Падма Пураны соотносят с личностью Шрипад Аади Шанкарачаьи Бхагаватпады. Это – крайне безграмотная вставка человека, не знакомого с ранней Адвайтой. Концепции Адвайты  были сформированы ЗАДОЛГО до Шрипад Ади Шанкарачарьи Бхагавадпады и его учителя Шри Гаудапады. Ади Шанкарачарья лишь систематизировал, и дал толкование, доступное для других. Так же он выделил одну из граней восприятия в рамках теории Адвайты, которая легла в основу современной Адвайта Веданты Шанкары.  Адвайта – тотальное Единство лежит в основе Упанишад. Адвайта – корень Вед. Наиболее старые школы построены на Адвайте. Например, южноиндийская Шайва Сиддханта – построена на Адвайте, а формирование её как стройной школы относится к концу предыдущей, началу новой эры.
А чего стоят вот эти вот слова?

«Верховный Господь сказал Господу Шиве: „Дав Ведам собственное толкование, заставь обыкновенных людей отвернуться от Меня. Скрой от них истину обо Мне, чтобы они сосредоточились на материальной деятельности и утратили духовное знание“».
«Падма-пурана». Уттара-кханда. 62.31

Их тоже относят напрямую к Шрипад аади Шанкарачарье. Короче, ИМХО, на лицо безграмотная и грубая попытка в сфере изменения политического влияния определённой группы философско-религиозных течений.

0


Вы здесь » Шактизм » Теология и метафизика шактизма » классификация Пуран?