Шактизм

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Шактизм » Новости » XXX Зографские чтения


XXX Зографские чтения

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

27 - 29 мая в Петербурге состоялась ежегодная конференция индологов Зографские чтения, в нынешнем году 30-е, юбилейные по счету. Представляю программу конференции (в ходе мероприятия в нее были внесены некоторые изменения):

11.00. ИВР РАН. ЗЕЛЕНЫЙ ЗАЛ.

В.Видунас. Ведийское samudra-: к вопросу о широких водных пространствах в текстах самхит.
Ю.М. Алиханова. Еще раз о сюжете эпической "Шакунталы".
С.Л. Невелева. Книга о побоище палицами (Махабхарата, XVI).
Д.Н. Лелюхин. Южный поход личчхавов.

14.00.
Д.И. Жутаев. Абхидхарма и абхивиная: взгляд со стороны двух раннебуддийских традиций.
С.С. Тавастшерна. К определению термина "джатака" в палийском каноне.
А.В. Зорин. Древний тибетский сборник текстов по культам Махакалы и Вишну из рукописной коллекции ИВР РАН.
А.Г. Мехакян. Концепция Ишвары в классической йоге и в Кашмирском шиваизме.
Б.И.Загумённов. Восток, Запад и русский перевод.

28 мая, четверг. 10.30. МАЭ, ДЕТСКИЙ ЦЕНТР.

М.Ф. Альбедиль. Язык богини Кали: проблемы интерпретации.
В.Ю. Крюкова. Новые открытия на Гонур-тепе. Предварительное сообщение.
Я.В. Васильков. Индоевропейская формула "храни мужей и скот" в ведийских и постведийских текстах.
Н.В. Гуров. "Коровьи войны" (на материале скотоводческого эпоса народов Центральной Индии и Декана).
А.А. Игнатьев. Паломничество в Калика-пуране.

14.00.
Н.А. Корнеева. Ордалия освященной водой (koшa).
В.Яскунас. К вопросу о классификации храмовых сооружений в Вишнудхармоттара-пуране.
И.А. Урнова. Иконографические типы бронзовых образов Натараджи: их сложение и проблемы классификации.
Ю.В. Предтеченская. Сат-чит-ананда как мост между христианством и буддизмом.
С.И. Рыжакова. Сказители, музыканты и танцоры. К вопросу о происхождении и кастовой дхарме так называемых катхаков Раджастхана.

29 мая, пятница. 10.30. СПбГУ, ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ. Ауд. 106.

В.Г. Лысенко. Происхождение атомизма: лингвистическая гипотеза.
А.В. Парибок. Уровень смысла в текстах шастр: концепты или понятия?
С.В. Пахомов. Проблема соотношения этики и знания в йоге и индуистской тантре.
Р.В. Псху. Ранневишнуитская Веданта.
О.Н. Ерченков. Символические модели Абсолютного Сознания в религиозно-мистической философии Кашмирского шиваизма. Некоторые методологические вопросы
Е.С. Бушуев. Посвящение в знание мудрости в Гухьясамаджатантре (на основе Abhishekanirukti).

14.30. ВОСТОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ. Ауд. 175.

И.Ю. Котин. Индийский текст индийской диаспоры.
Ю.Г. Кокова. Махишасурамардини и девы-воительницы.
С.О. Цветкова. Терминология суфийской проповеди в "Падмават" Малика Мухаммада Джаяси.
Т.Г. Скороходова. Особенности интерпретации традиционных текстов мыслителями Бенгальского Возрождения.
А.Л.Сладков. "Рамаяна" Криттибаса Оджхи в культуре Бенгалии XV-XVI веков.

0

2

XXX Зографские чтения, день первый. Конспекты нек-рых докладов.

В.Видунас. Ведийское samudra-: к вопросу о широких водных пространствах в текстах самхит.

Вопрос о том, знали ли ведийские арии океан, море, обсуждался еще в 19 веке. Спорным является значение слова samudra. Макдональд считал, что это только нижнее течение Инда, М. Мюллер полагал, что это и есть море. По мнению Циммера, это небесные воды. В классическом санскрите используется около 30 слов для обозначения «моря». В ведийском же языке слово samudra – основное, встречается 200 раз, еще используются слова arNava «взволнованный, поток, море», udadhi – встречается два раза, sindhu – это слово обозначатся реку Инд, saritAm pati «владыка рек» - метафорическое название океана.
Значения слова samudra:
1. стечение вод, слияние вод; 2. широкие воды, океан; 3. небесные воды, небесный океан;4. метафорическое обозначение (как большой водоем).
В Атхарваведе больше свидетельств в пользу того, что арии знали море, есть упоминания о морской торговле и добыче жемчуга.

Ю.М. Алиханова. Еще раз о сюжете эпической "Шакунталы".

Сюжет включает два элемента: 1. встреча царя и Шакунталы в ашраме; 2. приход Шакунталы в Хастинапур. Сюжетом никто не занимался. По мнению Стэнли Иствуда, перед нами обработанный вариант сюжета джатаки № 7 о собирательнице хвороста. Основной смысл: наказание за насилие над женщиной. Предположительно, сам сюжет «Шакунталы» является контаминацией двух сюжетов: упомнянутой джатаки о собирательнице хвороста и также джатаки об Удалаке и Сутакету (если я правильно записал). В джатаке о собирательнице хвороста царь также признает сына, рожденного от связи с «низкой» женщиной. В джатаке об Удалаке и Сутакету пурохита сходится с гетерой. Но Шакунтала не низкая женщина, она дочь мудреца и апсары. Первое упоминание о Шакунтале – в Шатапатха-брахмане, там она именуется апсарой.

С.Л. Невелева. Книга о побоище палицами (Махабхарата, XVI)

Главная проблема, возникающая при изучении данной книги – это проблема брахманского редактирования. Тиртхаятра это след неведийской и неарийской обрядности. Но поздние книги Махабхараты прошли через брахманское редактирование. С точки зрения индуизма, поведение ядавов в тиртхе представляет собой нарушение всех норм и запретов: пьянство и поедание мяса. Здесь мы видим параллель с эсхатологическим фрагментом третьей книги, где нарушение пищевых запретов выступает источником зла. Гибель рода Яду происходит на фоне природных аномалий. Описание битвы ядавов схоже с остальной Мбх традиционной эпической отработанностью стиля. Доминируют эмоции: ярость, гнев. Не поединки, а всеобщее побоище. Кришна выступает в роли спокойного зрителя, зная, что настал «поворот времени», а не активным деятелем, как в остальной Махабхарате. Тезис Т. Я. Елизаренковой: стилистика текста напрямую связана с идеологией. Здесь идеология это апологетика брахманов.
Я. В. Васильков добавил, что Мбх мы можем наблюдать борьбу двух традиций: ведийской традиции и более древней индоарийской. Празднества ядавов дикие, связанные с мясоедением и пьяным разгулом, это относится к индоарийской традиции и это осуждается Ведами.

В.Г. Лысенко. Происхождение атомизма: лингвистическая гипотеза.

Если сравнивать древнеиндийский атомизм с древнегреческим, то можно придти к выводу, что они связаны между собой только одним-единственным способом: они являются результатом сходных посылок. Нет оснований предполагать, что было какое-либо взаимное влияние. Существует гипотеза о воздействии языка на мышление. Нидал связал атомизм с алфавитным строем языка: ограниченное количество букв – элементов может порождать огромное количество слов – вещей. У китайцев атомизм не получил развития, потому что у них иероглифическая письменность. Два фактора возникновения индийского и греческого атомизма: 1. общий принцип алфавитного письма; 2. проблематическое поле, создаваемое сходным языковым инструментом. Только индийская традиция была устной, в отличие от греческой. Только устное слово могло носить сакральный характер, записывание же означало профанацию.
Истинное противостояние между Востоком и Западом: это между индоевропейцами с их алфавитным письмом и китайцами с их иероглифами.
А. В. Парибок добавил, что у китайцев вообще не было философии, она возникла только у индийцев и греков. Философия предполагает постановку проблем и их разрешение, а у китайцев этого не было.

0


Вы здесь » Шактизм » Новости » XXX Зографские чтения