Шактизм

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Шактизм » Теология и метафизика шактизма » Эротический мистицизм в бенгальском вайшнавизме


Эротический мистицизм в бенгальском вайшнавизме

Сообщений 1 страница 30 из 33

1

Абхинава

Эротический мистицизм в бенгальском вайшнавизме

Эротический мистицизм характерен для различных направлений индуизма. Различные его школы делают акцент на различных сторонах эротики. Если для кашмирского шайвизма характерен акцент на эстетическом аспекте, для каула-шактизма – на физическом, то для бенгальского вайшнавизма – на эмоциональном, романтическом.

В бенгальском вишнуизме мы вновь встречаемся с термином раса. Раса в бенгальском вишнуизме – это «вкус», тип отношений между Кришной и его бхактой. По мере перехода о расы к расе возрастает сладость (mAdhurya) в отношениях Кришны и бхакты.   Первая раса – мирная, спокойная (shanta) раса: спокойное знание о том, что Кришна является Богом. Раса служения (dAsya)  - отношения служения Богу. Дружеская раса (sakhya) – дружеские отношения между Кришной и бхактой (пример – отношения Кришны и Арджуны. Родительская раса (vAtsalya), когда бхакта выступает как заботливый родитель по отношению к Кришне (пример – отношения Кришны и его приемной матери Яшоды). Наконец высшая раса - страстная, любовная  раса shRRiNgara – взаимоотношения эротической любви. 

Совершенный образец этой расы – отношения Кришны и его возлюбленной Радхи. Любовь Радхи достигает уровня самозабвения и полной самоотдачи, она готова на любую жертву ради своего возлюбленного. Кришна полностью принадлежит Радхи и одно ее имя вызывает у него экстаз, и он забывает обо всем. Радха описывается как «самая сладкая в трех мирах» (Shripad Dhyanachandra Gosvami. Shri Gaura-Govinda-Archana-Smarana-Paddhati. Sanskrit Religions Institute, 1993. - P. 66.).  В этих отношениях заключено высшее блаженство (chamatkAra - тот же термин, что используется для описания мистического блаженства в кашмирском шиваизме). Чувства  Радхи и Кришны характеризуются несравненной сладостью, они неразрушимы и независимы от внешних обстоятельств, они настолько интенсивны, что заставляют забыть обо всем остальном. Отношения между Радхой и Кришной могут иметь и йогическое истолкование. Радха – олицетворение Кундалини – индивидуальной энергии человека, Кришна – Абсолют. Вриндаван – тело человека. Путешествие Радхи к Кришне – подъем Кундалини в сахасрара-чакру, их соединение – соединение индивидуальной энергии с Абсолютом.

В ходе развития отношений между Радхой и Кришной возникают различные эмоции - бхавы, которые складываются в одну «великую эмоцию» - маха-бхаву. Эти эмоции воплощаются в восьми основных подругах Радхи.
1) khaNDitA-bhAva – «Когда время назначенного свидания прошло,  и влюбленная встречает утром своего возлюбленного со следами любовных прикосновений другой девушки, ее состояние в этот момент называется khaNDitA-bhAva. Ее поведение отмечено гневом, глубоким дыханием, отказом разговаривать и т.д.» (Ibid. P.69)
2) svAdhIna-bhartRRikA –  стремление влюбленной полностью контролировать своего возлюбленного, чтобы он проводил время только с ней. Возлюбленные вместе купаются, совершают прогулки по лесу, собирают цветы, украшают друг друга.
3) abhisArikA-nAyikA-bhAva -  стремление влюбленной ночью тайно прийти к своему возлюбленному или влюбленного тайно прийти к свое возлюбленной.
4) proShita-bhartRRikA-bhAva – чувство, которое испытывает влюбленная в разлуке с возлюбленным. Она вспоминает о своем возлюбленном, лишается сна, чувствует слабость и тревогу.  «Хотя любящие стремятся к соединению, без разлуки невозможно блаженство встречи; поэтому разлука есть его необходимое условие <…>.  Поскольку же речь идет о расе, где  чувство доставляет блаженство, даже если негативно по своим характеристикам, то горечь разлуки – это вовсе и не горечь, а особая рафинированная сладость» (Ватман С.В. Бенгальский вайшнавизм. / С.В. Ватаман. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2005. – С. 257-258.) .
5) vAsaka-sajjA – чувство, которое испытывает влюбленная, готовясь к свиданию со своим возлюбленным. Она украшает себя и свой дом перед встречей с ним и  периодически смотрит на дорогу, по которой он должен придти. Одна из подруг Радхи говорит другой: «Посмотри, подруга! Шри Радха начинает мягко улыбаться, когда смотрит на свою кровать так подходящую для страстного соединения и на свое тело, так прекрасно украшенное. Когда она время от времени вспоминает тот или иной не поддающийся описанию вид любовного соединения, которое она пережила с Кришной, она становится переполненной экстазом и погружается в безумное любовное желание его» (Shripad Dhyanachandra Gosvami. Shri Gaura-Govinda-Archana-Smarana-Paddhati. Sanskrit Religions Institute, 1993. - P. С. 84.).
6) utkaNThiA-bhAva -  чувство, которое испытывает влюбленная, когда возлюбленный сильно опаздывает на свидание. Она ощущает тревогу, печаль, страх, что он не придет, ее охватывает дрожь и она плачет.
7) vipralabdhAtva – сильная душевная боль, которую ощущает влюбленная, когда возлюбленный не пришел на свидание.
8)  kalahAntaritA – чувства, которые испытывает влюбленная после того, как публично отвергла своего возлюбленного, припавшего к ее ногам. Сожалея о своем поведении, она испытывает раскаяние и  скорбь, доходящую до  помрачения рассудка.

Объектом медитации служат различные моменты в отношениях Радхи и Кришны. Существует круг событий для медитации, происходящих в различное время суток : конец ночи, утро, первая половина дня, полдень, послеобеденное время, ранний вечер, поздний вечер и ночь ( см. Ibid, pp. 116-136).

Конец ночи. Кришна и Радха просыпаются после тайного свидания в объятиях друг друга. Они разбужены пением птиц, поющих песни в честь них. Они сидят на постели в блаженстве, а подруги Радхи служат им. Затем они вспоминают, что приближается утро и они, беспокоясь, что их тайна будет раскрыта, возвращаются в свои дома.

Утро. Кришну будит мать Яшода. Он быстро встает с постели, чистит зубы вместе со своим братом Баладевой и идет доить коров. Радху будит старшая подруга. Она совершает омовение со своими подругами, ей делают массаж. Затем она одевается в великолепные одежды, надевает украшения и наносит косметику. Мать Яшода приглашает Радху приготовить еду для Кришны, т.к. приготовленная ей еда отличается исключительным вкусом и способностью продлевать жизнь. Закончив доить коров Кришна возвращается домой, совершает омовение, одевает чистую одежду и украшает себя. Весело беседуя с друзьями Кришна с наслаждением вкушает пищу приготовленную Радхой.  В это время Радха тайно наблюдает за ним.

Первая половина дня. Кришна, одевшись как пастух, отправляется в лес пасти многочисленное стадо коров. Горя желанием увидеть Радху, он, покинув друзей, направляется к устроенному в лесу месту для встречи. Узнав, что Кришна пошел в лес, Радха под предлогом собирания цветов для поклонения Сурье, также отправляется в лес, чтобы встретиться с возлюбленным.

Полдень. Таким образом, Радха и Кришна встречаются. Окруженные близкими друзьями они блаженно проводят время в разных развлечениях. Иногда они вместе качаются на качелях, раскачиваемые друзьями. Иногда Радха берет флейту из рук Кришны и прячет ее, а он ищет ее под смех друзей. Так они играют в прекрасном весеннем лесу. Устав,  они садятся и пьют медовый напиток. Опьянев от него они берут друга за руки и оказываются пронзенными стрелами Камы (Купидона). Переполняемые желанием, они предаются любовному соединению. Подруги Радхи, также опьяненные, расходятся в разных направлениях. В этот момент Кришна создает своих двойников, которые соединяются с подругами Радхи, так же как он соединяется с самой Радхой. После этого Радха и Кришна направляются к водоему и развлекаются, брызгая водой друг на друга. Затем они украшают себя великолепными одеждами, орнаментами и гирляндами. Радха готовит для Кришны еду из лесных фруктов и корней. Угостив Кришну Радха ест сама, а Кришна ложится на постель из лепестков цветов. Две или три подруги Радхи развлекают его, массируют его ступни, а он остается погруженным в приятные мысли о Шри Радхе.  После всевозможных шуток и развлечений (таких как игра в кости на поцелуи, объятия) Радха и Кришна возвращаются домой.

Послеобеденное время. Собрав коров звуками свой флейты, Кришна возвращается в Враджу. Услышав звуки флейты жители Враджи бросают свои дела и выходят навстречу Кришне, чтобы увидеть его. Придя домой, Радха принимает ванну и украшает себя. Затем, приготовив для Кришны множество вкусных блюд, она отправляется вместе с подругами смотреть на возвращение Кришны в Враджу. Кришна приветствует собравшихся жителей Враджи улыбками и прикосновениями, старших родственников почитает поклонами, а свою страсть к Радхе выражает мимолетным и скромным взглядом, брошенным искоса.

Ранний вечер. Кришна вкушает еду, которую ему приготовила Радха по просьбе матери Яшоды. Кришна хвалит приготовленные Радхой блюда вновь и вновь. Затем, сопровождаемый отцом и другими людьми он отправляется в зал собраний. Подруги Радхи приносят пищу, оставшуюся после трапезы Кришны. Радха наслаждается, вкушая пищу, к которой прикасался губами ее возлюбленный. Затем подруги украшают Радху для  любовного путешествия к Кришне. Она передает Кришне с одной из подруг, что она будет ждать его  в тайном месте в лесу Вриндавана и сама отправляется туда.

Поздний вечер. Сидя в зале собраний, Кришна слушает выступления поэтов, музыкантов и юмористов. Когда мать Яшода напоминает ему, что пора идти спать, он, наградив выступавших надлежащим образом, отправляется в спальню. Затем он тайно покидает дом, чтобы встретиться с Радхой в назначенном месте. Ночью они встречаются в назначенном месте. Встретившись, они проводят время в любовных ласках, пении и танцах.

Мистик медитативно проигрывает любовные отношения между Кришной и его возлюбленной Радхой, стремясь развить в себе такую же любовь к Кришне. Подруги Радхи являются свидетелями взаимоотношений Кришны и Радхи и служат им.  Созерцающий эти отношения мистик часто отождествляется с ними (и в этом случае он любит Радху больше чем Кришну). Отношения между Радхой и Кришной могут лишь мысленно созерцаться, а могут (в школе сахаджия) воспроизводиться в отношениях между мужчиной и женщиной, влюбленными друг в друга. В любовных отношениях мужчина воплощает Кришну, а женщина воплощает Радху. Но и в этом случае ведущую роль играет не физическая близость, а развитие романтических чувств, достижение высшей интенсивности эмоций, и их трансформации. Важнейшими понятиями являются кама – чувственная любовь и према – мистическая любовь, свободная от эгоизма.  В «Чайтанье-чаритамрите» дано следующее их определение: «Желание услаждать собственные чувства называется камой, желание услаждать чувства Кришны – премой». Однако, кама и према не являются чем-то посторонним друг другу. В трактате «Ратнасара» говорится: «Кама очищается премой, а према невозможна, если не было опыта камы» (Цит. по: Тантрический путь. Выпуск 3. - М.: Тантра-Сангха, 1996. - С. 224.).

0

2

Abhinava написал(а):

Абхинава

Эротический мистицизм в бенгальском вайшнавизме

Эротический мистицизм характерен для различных направлений индуизма. Различные его школы делают акцент на различных сторонах эротики. Если для кашмирского шайвизма характерен акцент на эстетическом аспекте, для каула-шактизма – на физическом, то для бенгальского вайшнавизма – на эмоциональном, романтическом.

В бенгальском вишнуизме мы вновь встречаемся с термином раса. Раса в бенгальском вишнуизме – это «вкус», тип отношений между Кришной и его бхактой. По мере перехода о расы к расе возрастает сладость (mAdhurya) в отношениях Кришны и бхакты.   Первая раса – мирная, спокойная (shanta) раса: спокойное знание о том, что Кришна является Богом. Раса служения (dAsya)  - отношения служения Богу. Дружеская раса (sakhya) – дружеские отношения между Кришной и бхактой (пример – отношения Кришны и Арджуны. Родительская раса (vAtsalya), когда бхакта выступает как заботливый родитель по отношению к Кришне (пример – отношения Кришны и его приемной матери Яшоды). Наконец высшая раса - страстная, любовная  раса shRRiNgara – взаимоотношения эротической любви. 

Совершенный образец этой расы – отношения Кришны и его возлюбленной Радхи. Любовь Радхи достигает уровня самозабвения и полной самоотдачи, она готова на любую жертву ради своего возлюбленного. Кришна полностью принадлежит Радхи и одно ее имя вызывает у него экстаз, и он забывает обо всем. Радха описывается как «самая сладкая в трех мирах» (Shripad Dhyanachandra Gosvami. Shri Gaura-Govinda-Archana-Smarana-Paddhati. Sanskrit Religions Institute, 1993. - P. 66.).  В этих отношениях заключено высшее блаженство (chamatkAra - тот же термин, что используется для описания мистического блаженства в кашмирском шиваизме). Чувства  Радхи и Кришны характеризуются несравненной сладостью, они неразрушимы и независимы от внешних обстоятельств, они настолько интенсивны, что заставляют забыть обо всем остальном. Отношения между Радхой и Кришной могут иметь и йогическое истолкование. Радха – олицетворение Кундалини – индивидуальной энергии человека, Кришна – Абсолют. Вриндаван – тело человека. Путешествие Радхи к Кришне – подъем Кундалини в сахасрара-чакру, их соединение – соединение индивидуальной энергии с Абсолютом.

В ходе развития отношений между Радхой и Кришной возникают различные эмоции - бхавы, которые складываются в одну «великую эмоцию» - маха-бхаву. Эти эмоции воплощаются в восьми основных подругах Радхи.
1) khaNDitA-bhAva – «Когда время назначенного свидания прошло,  и влюбленная встречает утром своего возлюбленного со следами любовных прикосновений другой девушки, ее состояние в этот момент называется khaNDitA-bhAva. Ее поведение отмечено гневом, глубоким дыханием, отказом разговаривать и т.д.» (Ibid. P.69)
2) svAdhIna-bhartRRikA –  стремление влюбленной полностью контролировать своего возлюбленного, чтобы он проводил время только с ней. Возлюбленные вместе купаются, совершают прогулки по лесу, собирают цветы, украшают друг друга.
3) abhisArikA-nAyikA-bhAva -  стремление влюбленной ночью тайно прийти к своему возлюбленному или влюбленного тайно прийти к свое возлюбленной.
4) proShita-bhartRRikA-bhAva – чувство, которое испытывает влюбленная в разлуке с возлюбленным. Она вспоминает о своем возлюбленном, лишается сна, чувствует слабость и тревогу.  «Хотя любящие стремятся к соединению, без разлуки невозможно блаженство встречи; поэтому разлука есть его необходимое условие <…>.  Поскольку же речь идет о расе, где  чувство доставляет блаженство, даже если негативно по своим характеристикам, то горечь разлуки – это вовсе и не горечь, а особая рафинированная сладость» (Ватман С.В. Бенгальский вайшнавизм. / С.В. Ватаман. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2005. – С. 257-258.) .
5) vAsaka-sajjA – чувство, которое испытывает влюбленная, готовясь к свиданию со своим возлюбленным. Она украшает себя и свой дом перед встречей с ним и  периодически смотрит на дорогу, по которой он должен придти. Одна из подруг Радхи говорит другой: «Посмотри, подруга! Шри Радха начинает мягко улыбаться, когда смотрит на свою кровать так подходящую для страстного соединения и на свое тело, так прекрасно украшенное. Когда она время от времени вспоминает тот или иной не поддающийся описанию вид любовного соединения, которое она пережила с Кришной, она становится переполненной экстазом и погружается в безумное любовное желание его» (Shripad Dhyanachandra Gosvami. Shri Gaura-Govinda-Archana-Smarana-Paddhati. Sanskrit Religions Institute, 1993. - P. С. 84.).
6) utkaNThiA-bhAva -  чувство, которое испытывает влюбленная, когда возлюбленный сильно опаздывает на свидание. Она ощущает тревогу, печаль, страх, что он не придет, ее охватывает дрожь и она плачет.
7) vipralabdhAtva – сильная душевная боль, которую ощущает влюбленная, когда возлюбленный не пришел на свидание.
8)  kalahAntaritA – чувства, которые испытывает влюбленная после того, как публично отвергла своего возлюбленного, припавшего к ее ногам. Сожалея о своем поведении, она испытывает раскаяние и  скорбь, доходящую до  помрачения рассудка.

Объектом медитации служат различные моменты в отношениях Радхи и Кришны. Существует круг событий для медитации, происходящих в различное время суток : конец ночи, утро, первая половина дня, полдень, послеобеденное время, ранний вечер, поздний вечер и ночь ( см. Ibid, pp. 116-136).

Конец ночи. Кришна и Радха просыпаются после тайного свидания в объятиях друг друга. Они разбужены пением птиц, поющих песни в честь них. Они сидят на постели в блаженстве, а подруги Радхи служат им. Затем они вспоминают, что приближается утро и они, беспокоясь, что их тайна будет раскрыта, возвращаются в свои дома.

Утро. Кришну будит мать Яшода. Он быстро встает с постели, чистит зубы вместе со своим братом Баладевой и идет доить коров. Радху будит старшая подруга. Она совершает омовение со своими подругами, ей делают массаж. Затем она одевается в великолепные одежды, надевает украшения и наносит косметику. Мать Яшода приглашает Радху приготовить еду для Кришны, т.к. приготовленная ей еда отличается исключительным вкусом и способностью продлевать жизнь. Закончив доить коров Кришна возвращается домой, совершает омовение, одевает чистую одежду и украшает себя. Весело беседуя с друзьями Кришна с наслаждением вкушает пищу приготовленную Радхой.  В это время Радха тайно наблюдает за ним.

Первая половина дня. Кришна, одевшись как пастух, отправляется в лес пасти многочисленное стадо коров. Горя желанием увидеть Радху, он, покинув друзей, направляется к устроенному в лесу месту для встречи. Узнав, что Кришна пошел в лес, Радха под предлогом собирания цветов для поклонения Сурье, также отправляется в лес, чтобы встретиться с возлюбленным.

Полдень. Таким образом, Радха и Кришна встречаются. Окруженные близкими друзьями они блаженно проводят время в разных развлечениях. Иногда они вместе качаются на качелях, раскачиваемые друзьями. Иногда Радха берет флейту из рук Кришны и прячет ее, а он ищет ее под смех друзей. Так они играют в прекрасном весеннем лесу. Устав,  они садятся и пьют медовый напиток. Опьянев от него они берут друга за руки и оказываются пронзенными стрелами Камы (Купидона). Переполняемые желанием, они предаются любовному соединению. Подруги Радхи, также опьяненные, расходятся в разных направлениях. В этот момент Кришна создает своих двойников, которые соединяются с подругами Радхи, так же как он соединяется с самой Радхой. После этого Радха и Кришна направляются к водоему и развлекаются, брызгая водой друг на друга. Затем они украшают себя великолепными одеждами, орнаментами и гирляндами. Радха готовит для Кришны еду из лесных фруктов и корней. Угостив Кришну Радха ест сама, а Кришна ложится на постель из лепестков цветов. Две или три подруги Радхи развлекают его, массируют его ступни, а он остается погруженным в приятные мысли о Шри Радхе.  После всевозможных шуток и развлечений (таких как игра в кости на поцелуи, объятия) Радха и Кришна возвращаются домой.

Послеобеденное время. Собрав коров звуками свой флейты, Кришна возвращается в Враджу. Услышав звуки флейты жители Враджи бросают свои дела и выходят навстречу Кришне, чтобы увидеть его. Придя домой, Радха принимает ванну и украшает себя. Затем, приготовив для Кришны множество вкусных блюд, она отправляется вместе с подругами смотреть на возвращение Кришны в Враджу. Кришна приветствует собравшихся жителей Враджи улыбками и прикосновениями, старших родственников почитает поклонами, а свою страсть к Радхе выражает мимолетным и скромным взглядом, брошенным искоса.

Ранний вечер. Кришна вкушает еду, которую ему приготовила Радха по просьбе матери Яшоды. Кришна хвалит приготовленные Радхой блюда вновь и вновь. Затем, сопровождаемый отцом и другими людьми он отправляется в зал собраний. Подруги Радхи приносят пищу, оставшуюся после трапезы Кришны. Радха наслаждается, вкушая пищу, к которой прикасался губами ее возлюбленный. Затем подруги украшают Радху для  любовного путешествия к Кришне. Она передает Кришне с одной из подруг, что она будет ждать его  в тайном месте в лесу Вриндавана и сама отправляется туда.

Поздний вечер. Сидя в зале собраний, Кришна слушает выступления поэтов, музыкантов и юмористов. Когда мать Яшода напоминает ему, что пора идти спать, он, наградив выступавших надлежащим образом, отправляется в спальню. Затем он тайно покидает дом, чтобы встретиться с Радхой в назначенном месте. Ночью они встречаются в назначенном месте. Встретившись, они проводят время в любовных ласках, пении и танцах.

Мистик медитативно проигрывает любовные отношения между Кришной и его возлюбленной Радхой, стремясь развить в себе такую же любовь к Кришне. Подруги Радхи являются свидетелями взаимоотношений Кришны и Радхи и служат им.  Созерцающий эти отношения мистик часто отождествляется с ними (и в этом случае он любит Радху больше чем Кришну). Отношения между Радхой и Кришной могут лишь мысленно созерцаться, а могут (в школе сахаджия) воспроизводиться в отношениях между мужчиной и женщиной, влюбленными друг в друга. В любовных отношениях мужчина воплощает Кришну, а женщина воплощает Радху. Но и в этом случае ведущую роль играет не физическая близость, а развитие романтических чувств, достижение высшей интенсивности эмоций, и их трансформации. Важнейшими понятиями являются кама – чувственная любовь и према – мистическая любовь, свободная от эгоизма.  В «Чайтанье-чаритамрите» дано следующее их определение: «Желание услаждать собственные чувства называется камой, желание услаждать чувства Кришны – премой». Однако, кама и према не являются чем-то посторонним друг другу. В трактате «Ратнасара» говорится: «Кама очищается премой, а према невозможна, если не было опыта камы» (Цит. по: Тантрический путь. Выпуск 3. - М.: Тантра-Сангха, 1996. - С. 224.).


А почему у современных кришнаитов такое негативное отношение к эротике и сексу? :O

0

3

Sterh написал(а):

А почему у современных кришнаитов такое негативное отношение к эротике и сексу? :O


Потому что г-н Прабхупада, посмотрев на своих первых учеников в Штатах — хиппи и наркоманов — решил, похоже, вломить им по самое не хочу. Т. н. 4-й регулирующий принцип является вопиющим нарушением индуистской Дхармы, и его нет ни в одной традиционной школе вайшнавизма в Индии. Таким образом, это довольно гнусная выдумка либо самого Прабхупады, либо его учителя, Бхактисиддханты.

0

4

?

Arjuna написал(а):
Sterh написал(а):

А почему у современных кришнаитов такое негативное отношение к эротике и сексу? :O


Потому что г-н Прабхупада, посмотрев на своих первых учеников в Штатах — хиппи и наркоманов — решил, похоже, вломить им по самое не хочу. Т. н. 4-й регулирующий принцип является вопиющим нарушением индуистской Дхармы, и его нет ни в одной традиционной школе вайшнавизма в Индии. Таким образом, это довольно гнусная выдумка либо самого Прабхупады, либо его учителя, Бхактисиддханты.


Так современные кришнаиты, они настоящие или как? Те, которые поют мантры на городских площадях России и, конечно, вызывают определённый интерес, особенно у нетрезвой публики :-) Но тот  ли это интерес. какой нужен для религии?

0

5

О том что настояще ли наши кришнаиты или ненастоящие сложно говорить однозначно. Многие из них имеют реальную вайшнавскую дикшу. Учителя из Гаудиа-матх приезжают регулярно,как я слышал.
Для многих людей те кто застал в полном сознании развал СССР и свободу вероисповедания кришнаиты являются теми первыми кто принес весть о Спасении, Йоге, Самореализации. Свою роль в формировании религиозного сознания людей лет 10-15 назад они выполнили. Я лично им искренне благодарен! Еще в далеком 1989 году они пробудили интерес к йоге и религии , дав возможность прочуствовать живую связь с живым божеством.
на тот момент никто кроме них это сделать был не способен.

0

6

А как же православная церковь? Ведь в те годы она ещё не страдала теми болячками, какие имеются сейчас? И храмы были действующие, хотя и немного. Разве тогда она не привлекала внимание к духовности?

0

7

В последние советские годы как и в расцвет СССР ни ислам ни РПЦ не занимались активной проповедью, а про буддистов слышали только в основном из научных телевизионных передач. Про болячки,о которых Вы упомянули, я могу сказать только одно. Они в основе своей имеют социальную причину,а не философско-религиозную. Сегодня РПЦ после кризиса оживает и вполне отвечает всем требованиям современности.

0

8

AirLion написал(а):


Вот именно :-) Должна ли духовная традиция "отражать требования современности"? И что это за требования? Бабки зарабатывать любыми способами? Заниматься политикой? Но это любая система хочет, расширять своё влияние, но где же тут пресловутая "духовность"?

0

9

Любая духовная традициия формируется согласно требованиям времени и особенностям этноса. Также любая духовная традиция обязательно несет в себе элемент власти, позволяющая регулировать социальные отношения. Убедится в этом не сложно изучив, даже поверхностно, основы религиозного мировозрения любой духовной школы.
Так называемое "зарабатывание бабок" есть обычное и естественное участие в социальной жизни общества. Если у Вас есть искреннее желание узнать как происходит этот процесс то можете обратиться в соответствующие структуры РПЦ или мусульманских общин или ИСККОНа.
Не забывайте, что значительная доля денег идет от пожертвований. Кто и что с ними делает потом - это уже разговор не по теме этого Форума.
Политическое влияние духовной школы тоже неизбежно. Если проследите развитие любого государство то неизбежно прогресс и упадок государства связан именно с развитием и деградацией духовной основы.
А настоящая духовность живет и хранится прежде всего в сознании Учителей и традиции.
Не зря же в основе опять же любой школы лежит не только канонические тексты, но и Предания Учителей, указывающие как, где и при каких обстоятельствах достичь Реализации.

PS: Мои извинения Администратору за уход от темы обсуждения!
Было бы не плохо создать раздел где можно обсуждать околорелигиозные темы.

Отредактировано AirLion (2006-06-30 14:29:19)

0

10

Кришнаизм — это неоиндуистская секта, а не традиционный гаудия-вайшнавизм (и уж тем паче не "ведическое знание").

Однако это не значит, что среди кришнаитов не может быть истинно верующих и преданных Кришне. Дикши же, даваемые кришнаитскими гуру, весьма сомнительны. Большая часть собственно индуистов не признает их действительность.

0

11

«Любая духовная традициия формируется согласно требованиям времени и особенностям этноса. Также любая духовная традиция обязательно несет в себе элемент власти, позволяющая регулировать социальные отношения. Убедится в этом не сложно изучив, даже поверхностно, основы религиозного мировозрения любой духовной школы.»

Это всё понятно. Просто, начиная с какого-то момента, духовная традиция начинает превращаться в одну из подсистем гоударственной (общественной?) системы, и… Христианство порождает инквизицию (это «религия любви», людей живьём на кострах сжигать ), ислам – Бен Ладена, и так далее. По сравнению с этим, даже торговля водкой и сигаретами РПЦ кажется детскими шалостями… Я бы поставил вопрос так: А нужны ли вообще ТАКИЕ традиции?  Если они неизбежно начинают встраиваться в систему коллективного безумия и даже претендовать на лидирующую роль во всём этом? «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков…»

0

12

«Так называемое "зарабатывание бабок" есть обычное и естественное участие в социальной жизни общества.»

Угу. Вот ещё можно при РПЦ создать кооператив киллеров. А что, людей всё равно за бабки будут мочить, так пусть лучше вырученные средства пойдут на строительство новых храмов, кресты с брюликами и мерсы для "отцов"- иерархов, одним словом - на возрождение православия в России :-)
А если серьёзно, то роль духовных традиций в жизни общества, она должна быть не «в», а «над». По моему, очевидная истина.

Отредактировано Sterh (2006-07-01 18:23:07)

0

13

На мой взгляд, православие все больше становится для России "государственным ритуалом" и элементом государственной идеологии (в стиле "Православие, Самодержавие и Народность") , а не сакральной традицией. Насколько хорошо оно справляется с этими ролями - отдельный вопрос. Собственно сакральное измерение на 90 % процентов утеряно (когда именно это произошло - тоже отдельный вопрос).

В этой плоскости как раз лежит один из ответов на вопрос - зачем обращаться к зарубежным традициям, когда есть РПЦ ? РПЦ есть, однако, есть и желание видеть не только оболочку (обрядовую, социальную и теоретическую), но и реальное соприкосновение с высшими уровнями мироздания (и свое собственной души).

0

14

Здраствуйте все!

Правильно сказано  - "государственый ритуал и элемент государственной идеологии". Сколько ни общался с разными людьми все почему то считают что это плохо. С точки зрения законов государствообразования,которые кстати описывает мунданная астрология,Джийотиш в частности, у государства, а особенно у этнически нестабильного, обязательно должна быть религиозная политика с установлением так называемых "правил большинства". И РПЦ последовательно делает эту политику. По сути она просто возвращает свои позиции в умах и душах людей. Говоря языком йоги - она формирует сангху в масштабах страны. Если говорить о сакральности, то тайны религии даже в лучшие времена были сокрыты от большинства. При желании тайное станет явным.

PS: Еще раз прошу прощения за такие нетематически сообщения. От себя хочу добавить я не стал вдруг христианином неожиданно разочаровавшись в шиваизме. Мои взгляды относительно христианства сильно изменились в результате реального общения с одним протоиреем из Екатеринбургской епархии и виртуального с Лобановым С.В. А интерес к православному христианству возник потому что ,на мой взгляд, включает оно в себя  элементы основ веры, описания мира, духовных практик, которые присущи только шиваизму как самой древней религии. Не побоюсь быть субъективным ,если скажу,что в сакральной основе своей православное христианство есть продолжение того древнего,нетленного шиваизма и откровений Учителей. Никто не отрицает влияние коммунизма, извращенной социальной обстановки, но все таки корни живы и не гнилые. И в скором времени те кто хочет постичь сакральное смогут это сделать. Заслуга кришнаитов и други сект в том что они смогли запустить внутренний интерес к своей душе. На момент развала коммунизма, РПЦ и другие основные религии не могли этого сделать по ряду объективными причин.

Отредактировано AirLion (2006-07-02 12:58:03)

0

15

Abhinava написал(а):


Я с Вами полностью согласен. Насчет "зарубежных" и "не-зарубежных" традиций...
Даже если бы РПЦ являлась сверхидеальной структурой, исполненной содержания высшей чистоты, то у нас все равно оставалась бы свобода выбора духовного пути.
Свобода выбора, согласитесь, необычайно важна.
К тому же, что есть наша отечественная традиция? Минимум три традиции есть.
Родноверие языческое, старообрядчество и никониане. И это все абсолютно разные традиции.

AirLion написал(а):


Я не думаю, что здесь получиться все-таки снова насадить православие в какой-либо приемлемой, хотя бы отчасти чуждой лицемерию форме. Я великлепно помню те времена, когда
за одни лишь невинные разговоры детишек в школе о Христе и т. п. их родителей вызывали
в райком и что потом бывало и с ними и с детишками. И людям было плевать на все это.
Может где-то на Северном Кавказе тамошнему народу было плевать на Советы и они придерживались Ислама. Но у нас в Москве людям было плевать на "свою" православную религию и отнюдь не наплевать на официоз, гарантировавший карьеру в случае рабского служения. Я вспоминаю сейчас 80-е годы. Потом началась бурная реклама в перестройку, 1000-летие(1988г.), круглая дата. Это все так и тянется 18 лет. Только еще в 1988-89 оно смахивало на религиозное возрождение. Были надежды, то да се. Затем, уже сейчас, видно, что это часть
госагитпропа. Современные геббельсы, обслуживающие кремль, просто задействовали мощности
РПЦ в свои режимные пи-ар выбросы. Так поступил Сталин в 1943, легализовав РПЦ, едва ли не как филиал НКВД. Они помогали ему и поднимая боевой дух солдат и в то же время стучали потихоньку. Так действовал и Иван Калита - те князья, кто боролся с Ордой, отлучались им от церкви, посредством карманных иереев. Чтобы не мешали московскому мытарскому бизнесу.
Поэтому, конечно, РПЦ  всегда была рада иметь связь с государством.
Я убежден, что духовность человека строго индивидуальна и задействование ее в масштабах
государства, да еще и самого гиганского, последней на земле империи, это антидуховно.
Впрочем, сам о. Кураев, один из ведущих агитаторов современной РПЦ, признает, что нормальных, искренне верующих, как было в брежневское время 2% от общего числа людей, так они и остались, эти 2%. Тут я с ним согласен. Лично знаю трех человек, очень честных, стяжающих благодать и накапливающих оную (по Саровскому). Они, хоть и принуждены быть в лоне РПЦ, но все же как-то сами по себе, точнее, в себе.
Истинная вера, духовность по ту сторону от любой массовости, тем более государственнической
мерзкой гнили. Это интимность. Наверное, Шактизм, - одно из самых высоких в мире проявлений
подлинной духовности.

0

16

Респект, Никита! Полностью согласен практически со всем написанным Вами, единственно... А что бы стало с шактизмом, если бы она стала госрелигией, как РПЦ? Не кажется ли Вам, что появление "отцов Звездониев" напрямую связано с интеграцией любой духовной традиции в социум, то бишь, большой сумасшедший дом? :-)

0

17

Предлагаю закончить тему о РПЦ и гос. религии:)
Все таки тема основ государственного устройства не входит в рамки тантры:)

0

18

Предлагаю закончить тему о РПЦ и гос. религии
Все таки тема основ государственного устройства не входит в рамки тантры

Нверное, нужен другой раздел... Хотя, вот вопрос, а если бы шактизм стал гос религией, как бы это могло быть? Помечтаем?

0

19

Вы совершенно правы. Насчет любой религии на государственной основе - это убийство религии.
Если государство и существует - пусть уж будет светским, свободным до мозга своих костей...
Мне самому неловко, что вдарился в историю с явным политологическим уклоном, прошу меня извинить.
Если бы Шактизм стал госрелигией... Отдельные историки, вроде, писали, что когда-то была в Индии земля и жил союз племен с признаками  государственности в разумных пределах, и там,
будто бы, процветал Тантризм. Называют города Мохенджо Даро, Хараппа, Лотал. Территория современного Пакистана. 2000 лет до нашей эры. Мне кажется, если бы это и было так, это
люди были совершенно иные, чем современные. Среди наших современников - интеллектуалов западного типа - очень мало людей, чья духовность ориентированна и настроена таким образом,
чтобы проникнуться хотя бы немного атмосферой Шактизма. Что же говорить о более широком круге...

0

20

рекомендую почитать истории о Кришне в частности,о Сиддхартхе Шакъямуни. там очень хорошо написано о значении "государственной религии". и о том как она устанавливается. Внимательно только читайте.

0

21

Никита написал(а):

Если бы Шактизм стал госрелигией...


Можно и пофантазировать (тем более, что шактизм был госрелигией уже на исторической памяти в ряде индийских княжеств, а в Непале формально остается госрелигией и по сей день).

Но, на мой взгляд, более актуально поговорить о формах сущетвования шактизма в современной России. По моему мнению, одной из наиболее удачных (хотя и  не единственной) формой существования шактизма в РФ могут быть закрытые структуры по типу мистических орденов, тем более, что в самой Индии для Каула-шактизма это одна из исторических форма существования. Создавать "тантрические приходы", регистрироваться в минюсте и т.д. не имеет особого смысла.

0

22

При общении с православными выясняется, что многие практикующие миряне делают акцент на поклонении Богородице.
Насколько корректно отождествлять такую практику с шактисткими практиками в индуизме?
Мне было рекомендовано ознакомится с молитвенными практиками посвященной Богородице Семистрельной.
Есть ли какие паралели с шактисткими методами?

Отредактировано AirLion (2006-07-04 10:28:54)

0

23

"Мне было рекомендовано ознакомится с молитвенными практиками посвященной Богородице Семистрельной.
Есть ли какие паралели с шактисткими методами?"

Я, конечно не специалист-религиовед, но по моему никаких параллелей нет. И быть не может. Это не просто разные миры., это - антагонистические миры, типа:материяи антиматерия. ИМХО, конечно :-)

0

24

Sterh написал(а):


Позволю себе категорически не согласиться. Шакти есть Шакти, как ее ни обзови и в какой религии ни почитай.

0

25

AirLion написал(а):

При общении с православными выясняется, что многие практикующие миряне делают акцент на поклонении Богородице.
Насколько корректно отождествлять такую практику с шактисткими практиками в индуизме?


Но здесь надо принять во внимание такой аспект. Шактизм является практически самостоятельной религией внутри индуизма. Субрамуньясвами даже определяет индуизм как "семейство религий", в которое входят четыре религии, в том числе шактизм. Между тем почитание Богородицы является все-таки частью православия и не образует какой-то особой выделенной из него традиции. Поэтому для того чтобы понять и умом и сердцем почитание "честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим", надо постараться понять, прочувствовать православную традицию в ее целостности. Нельзя по-настоящему любить Богородицу и в то же время не любить Ее Сына.

0

26

Хотел бы так же обратить внимание на то, что в России на рубеже XIX-XX веков образовалось шактистское по сути направление, именуемое обычно софиологией, которое выходило за рамки православия и, вообще, исторического христианства. Ниже публикую статью на эту тему.

0

27

Идея Священного брака в русской философии Серебряного века

 
     В большинстве религиозных традиций человеческий брак рассматривается как земное воспроизведение божественного  прототипа.  В православном чине венчания он соотносится с мистическим браком  Христа и Церкви. В русской софиологии идея религиозного значения брака получает широкое развитие. Соловьев, Розанов, Булгаков  строят свои учения о священном и совершенном браке. . Исторически первым из них было учение, изложенное Вл.  Соловьевым в "Смысле любви".  В истинном  любовном  соединении возлюбленная  воспринимается  как воплощение Вечной Женственности и ,  в ходе мирового процесса, фактически им  становится.  Бердяев формулирует  идею священного брака аналогичным образом (в "Метафизике пола и любви"):  "В любовном сродстве душ,  в индивидуальном избрании, о котором говорит Гете,  совершается как бы слияние с женственной душой мира,  интимное,  конкретное, чувственное общение с Божеством"[i]. Итак, Бердяев придает идее Вл. Соловьева четкость и определенность. Однако этим развитие Бердяевым Соловьевской идеи священного брака не  исчерпывается.  Он обращает внимание на определенную неясность в учении Соловьева:  если женщина в браке представляет Софию, Вечную Женственность, то непонятно - кого представляет мужчина?      Действительно, вся идеальная (но не божественная) сфера целиком  отождествлена  Соловьевым  с  Вечной Женственностью.  В сфере внутрибожественной жизни ни женского, ни мужского начала Соловьевым не предполагается.  Все лица Св. Троицы для Соловьева, так же как и для классического православного богословия, не имеют пола.  Соловьева Бердяев предлагает  устранить  эту  трудность,  дополнив культ Вечной Женственности культом Вечной Мужественности.  "Не обращается ли  Божество  разными  своими  сторонами  к разным человеческим полам?"[ii] - спрашивает Бердяев и предполагает  положительный  ответ. Мистическую диалектику пола Бердяев усматривает в самой природе Божества. Другой важной особенностью учения Вл.  Соловьева о браке является  то,  что  воплощение идеальной Женственности в конкретной женщине (а следовательно,  и совершенный брак) возможны лишь по  завершении исторического процесса - при образовании Богочеловечества.  Существующие отношения между полами, любовь и брак в их современном  виде  не позволяют (по Соловьеву) осуществить брак во всей его духовной полноте.  И для Соловьева,  и для Бердяева,  и для Розанова существует проблема несоответствия  отношений между полами в их сущем состоянии идеальной норме.  Для всех трех мыслителей существующие  отношения  между полами  радикально испорчены.  Однако причины и сущность этой порчи понимаются ими по-разному. Для Соловьева основной момент этой порчи заключен в отсутствии целостности. Начало животное, т.е. физиологическое,  и начало социальное, каждое из которых составляют лишь часть должных человеческих  отношений между полами,  занимают в настоящее время место целого. В то же время духовный аспект этих взаимоотношений, который должен подчинять себе первые два, игнорируется полностью.      В результате объектом любви становится не человек  в  его  целостности, а лишь его тело (или даже отдельные его части). Для исправления такого положения дел физиологическая сторона любви  должна быть подчинена духовной.  Однако подчинение физиологической природы у Соловьева, при дальнейшем развитии его идеи, заменяется ее вытеснением.  Так,  Соловьев отвергает деторождение как уступку животной родовой стихии.  Наметившийся у Соловьева антагонизм  между  духовно-личностным и физиологически-родовым началом получает свое развитие в учениях Бердяева и Розанова. 

      Уже Вл.  Соловьев  разделяет  два  вида женственности  -  позитивный и негативный.  Позитивный представляет непосредственно Софию - как Богочеловечество,  Душу  Мира,  Царицу, пребывающую  в  небесном чертоге.  Она чужда всякой профанной чувственности,  представляя собой высшую Премудрость Божию и тело Христово.  Негативный  -  есть  женская  природа сама по себе,  "начало плотское, "животночеловеческое", она есть обманчивое подобие Софии, ”Жены,  облеченной в Солнце”. Соловьев именует негативную женственность Афродитой простонародной, которая лишь увековечивает царство страданий и смерти. Ник. Бердяев развивает идею дуализма Афродиты Небесной и Афродиты Вульгарной, которым в его концепции соответствуют два враждебных метафизических начала: личное - позитивное и родовое - негативное.  В  работе "Метафизика пола и любви" Бердяев пишет об Афродите Вульгарной:  "Так называемая родовая любовь и  родовое  утверждение пола  потому  унижает  человека,  что  отдает  лицо человеческое во власть безличной природной стихии, личность находится тут в обладании разрушающей ее естественной необходимости <...>. Родовое начало и любовь для продолжения рода - продукты смертности и испорченности природы и вместе с тем укрепление и узаконение смертности, торжество закона тления <...>.  Родовая половая любовь  и  есть,  применяя терминологию Платона,  Афродита вульгарная,  простонародная, земная Афродита."[iii] Далее Бердяев  противопоставляет  земной Афродите Афродиту Небесную: "Личная любовь, Афродита Небесная - сверхприродна, объявляет войну смерти и необходимости,  она враждебна роду, дроблению индивидуальности, не порождает в своем совершенстве, жаждет индивидуального слияния и вечности,  с ней связана тайна индивидуальности и бессмертия."[iv] София для Бердяева - есть исключительно Дева (в чем он следует за Беме с его Yungfrau  Sophia).  Бердяев  резко  противопоставляет Премудрость Божию, Небесную Деву и "земную богиню, земную Женственность." Бердяев критически переосмысливает софиологию  Вл.  Соловьева.  В соловьевской Софии он видит как раз соблазнительную "земную богиню." "София была прельщением Вл. Соловьева <...>. София Вл. Соловьева  не  была Дева,  которую утерял человек и которую он должен вновь обрести,  как свою Virginitat,  - это женщина, в которой небо смешалось  с пучиною вод,  с земной стихией.  И этот культ Софии не укрепляет,  а расслабляет человека,  не восстанавливает целостности его  андрогинного  образа,  а раздваивает его."[v] Анализируя творчество Андрея Белого,  Бердяев следующим образом  противопоставляет Софию  Космическую и Софию Божественную:  "София космическая,  а не божественная София заменила,  подменила Христа,  и потому перестали видеть человека в Боге. Вместо божественного образа человека повсюду появились маски."[vi] Однако наряду с осуждаемой Афродитой  Вульгарной  и  Афродитой Небесной Ник.  Бердяев в ряде своих работ вводит некоторое промежуточное начало,  несомненно положительно окрашенное - Мать-Землю. Она есть соединение просветленной женственности - девственности Марии с природно-родовой женственностью Евы. Эта "Праматерь является источником метафизической плоти  мира",  основой  чувственности,  "оргийности, всех форм земной радости,  пластической красоты и общественной жизни."[vii] Все это и человеческая культура в целом получают  метафизическое оправдание в работах Бердяева именно как порождение всемирной "Матери-сырой земли". Согласно Бердяеву,  корни чувственности, оргийности, метафизической плоти заложены не в эмпирическом материальном мире, но в трансцендентной бездонной глубине,  на одном из полюсов духа. Окончательно разделяются физиологически-родовое и идеальное начала в творчестве В.В.Розанова и П.А.Флоренского. Следует отметить, что для В.В. Розанова наиболее позитивным является аспект Женственности,  непосредственно связанный с родом, с физиологией, с сексуальностью.      Для Флоренского София -  это  исключительно  Вечная  Девственность, начало целомудрия.  София есть корень твари, но корень сугубо идеальный,  сугубо спиритуалистический.  Софиология  свящ.  П. Флоренского полностью чужда дионисийского духа,  оргийности,  чувственности.  Любовь, которая, по Флоренскому, связывает все монады в софийном  единстве,  в эмпирическом плане ближе всего к Дружбе,  ей соответствует "филия",  а не "Эрос".  Дружба,  в отличие от половой любви, есть нечто аполлоническое, упорядоченное, спокойное. И именно с дружбой,  а не с половой любовью связано для Флоренского переживание софийности в человеческих взаимоотношениях.  Противоположным  подходу  Флоренского  является подход В.  Розанова.  С помощью Вечной Женственности Розанов вносит половое начало в божество, что необходимо ему для оправдания сексуальных отношений с метафизической точки зрения. Благодаря появлению рядом с Богом-Отцом "Царицы Шабас" все "дионисическое",  витальное, чувственное получает религиозную санкцию. Для Розанова важна растительная и животная символика как олицетворение витальной силы, плодовитости,  бурного распространения,  размножения. Для Флоренского, напротив,  София, будучи сама Девой, в человеческой жизни отождествляется с целомудрием - целостностью - с началом  упорядочивания  и гармонизации,  не с произрастанием и размножением,  а с планомерным строительством,  с кристаллизацией. Для Флоренского важен символизм камня и города.      И для Розанова,  и для Флоренского важен образ Богородицы.  Но для  Розанова  она  прежде всего Мать,  и ее сакральное Материнство служит освящению и мистическому оправданию всего  земного  материнства.  Для Флоренского Богородица - прежде всего Дева, и она является покровительницей и источником всякой человеческой  девственности.  Именно  девственный человек (в первую очередь - монах) особенно тесно связан с Богородицей.  Розанов связывает с  Богородицей прежде всего Мать,  девственные же люди,  монашествующие,  согласно его учению, являются духовными наследниками скопцов - "Galli" - нечестивых  поклонников  демонических Молоха и Астарты.  Для Розанова идеал человеческой жизни - это брак,  семья, причем семья многодетная и даже ветхозаветно-полигамная.  Для Флоренского идеалом является монашеская жизнь. Центр бытия для него - в сфере "умной", идеальной. Для Розанова центр бытия - в сфере пола,  в рождении потомства,  в физиологии.  Для Флоренского Девственность - высшая добродетель, для Розанова - "калечество" и извращение.      Для Розанова важно дионисическое  погружение  в здесь  и  сейчас,  для  Флоренского  - эсхатологическое завершение, окончательная гармония. Взор Розанова обращен к связанному с растительной символикой Земному Раю, Флоренского - к Новому Иерусалиму с его символизмом драгоценных камней...

     Итак, в русской философии возникает непримиримый дуализм плоти и духа ,  в результате чего единый образ человеческой природы оказывается  расколотым,  и его различные формы рассматриваются как совершенно независимые и не имеющие ничего общего  друг  с  другом. Учитывая, что эти аспекты воплощают, в принципе, разные стороны одного и того же человеческого существа,  переход к интегральной целостности личности,  оказывается затруднен. С этим, по всей видимости,  связан тот давно отмеченный факт, что в книге Флоренского  ("Столп и утверждение истины") отсутствуют христологические главы,  и вообще в трудах софиологов образ Христа оттеснен  зачастую на периферию.      Образ Христа,  будучи Боговоплощением, соединяет в себе в полноте духовную и телесную природу, выступая как совершенная реализация идеи человека ,  как полностью реализованной во всех своих аспектах личности.  Действительно,  психологически невозможность принять образ Христа как центральный есть невозможность вместить  целостное понимание человеческой природы.

    И тот,  и другой видят  причину недолжного  состояния отношений между полами в антиномическом отношении между физиологически-родовым и индивидуально-духовным  аспектами.  По их мнению, целостные и должные отношения между полами необходимо строить лишь исключительно на одном из вышеупомянутых  аспектов.  Привнесение  же  противоположного начала они рассматривают как источник общей порчи и деградации в сфере сексуальности.  По их мнению,  путь к исправлению этой порчи заключается в сведении к минимуму одного из аспектов, вплоть до полного его устранения. Различие  между взглядами Бердяева и Розанова в этом вопросе заключается в том, какой именно из аспектов они считают играющим положительную, а какой - отрицательную роль.      Бердяев считает индивидуальное,  духовное  начало  единственно положительным и предлагает изгнать все родовое и физиологическое из отношений между полами.  Он, вслед за Соловьевым, усматривает в деторождении  лишь дурную бесконечность и торжество безличного животного начала.  Однако,  он идет дальше Соловьева и отвергает  семью, семейные отношения в целом.  Розанов, напротив, утверждает "религию семьи", утверждает высшую ценность рода. Духовно-идеальное начало в человеческой  жизни кажется ему подозрительным,  брак он ставит однозначно выше влюбленности.      Для Бердяева личность сводится к духовно-индивидуальной стороне человека, для Розанова самые личностные качества человека - мужчины и женщины, их духовные черты тождественны с типичными качествами детородных органов, именно животное начало - божественно. У Бердяева и плоть метафизична и идеальна, а у Розанова - и метафизика заключается прежде всего в физиологии :  "<...> пути-то жизни,  насколько они физиологические пути,  и есть главное и небесное "[viii].Бердяев решительно отвергает родовое бессмертие  как  дурную бесконечность  и торжество смерти.  Розанов не менее решительно утверждает именно родовое бессмертие, в религиозности, связанной с бессмертием души, с индивидуальным бессмертием он усматривает культ смерти, направление мысли, отравляющее жизнь вообще и половую жизнь в особенности.      Для Розанова индивидуальная жизнь есть звено  в  цепи  жизней, составляющих  родовое  бессмертие,  любовь обретает ценность в контексте деторождения, родового бессмертия, родовой жизни. Для Бердяева любовь, напротив, есть средство преодоления рода. Итак, Розанов видит норму в более или менее "чистой" физиологии,  Бердяев же -  в полной победе начала сверхприродного над началом родовым.      С.Н. Булгаков  отвергает  и тот,  и другой взгляд как крайности. Он принимает равно и духовно-индивидуальную, и семейно-родовую  сторону  взаимоотношений  между  полами;  и  брак,  и влюбленность; и деторождение, и индивидуальное бессмертие.      Рассматривая вопрос о "небесном прототипе" брака, Булгаков берет в  качестве  исходного  пункта  учение  Каббалы  о  том,  что "...мужчина имеет в своей жене саму Шехину, вернее, имеют двух подруг - земную и небесную.<...> Эзотерическая мудрость  Каббалы связывает  с  этим экстазом <экстазом плоти> общение с Шехиной"[ix]. Затем Булгаков дает развитие этой идеи на основе софиологии. Шехина отождествляется с Софией.  В качестве метафизической основы брака Булгаков рассматривает брак Логоса и Софии.  "София есть  женственное начало,  приемлющее силу Логоса, и это единение описывается в Слове Божием как Брак Агнца"[x]. Таким образом, в супруге для мужа воплощается София,  и через образ супруги для мужчины открывается,  что и весь мир есть космическое тело Софии.  "В красе Евы Адаму открылась софийная красота мира. Но разве любовь даже в нашем грешном мире не дает и теперь подобного же  ясновидения  в  пламенеющие миги свои <...>"[xi]. Булгаков не  отвергает известного противоречия между идеальной влюбленностью и физиологически-родовым соединением,  между браком и любовью: "Трагизм брачной любви обычно проявляется в том, что в жене умирает невеста, а в муже жених, и гаснет любовь"[xii]. Однако он, в отличие от Бердяева и Розанова, видит выход не в отказе от одного из начал - идеального или физиологического,  а в преодолении создаваемого ими противоречия через духовный подвиг.  Хотя окончательное восстановление совершенного брака возможно лишь в будущем,  приближение  к  должному  его состоянию возможно через героическое усилие уже в настоящее время.      С.Н. Булгаков  видит испорченность отношений между полами не в наличии или преобладании одной из противоречащих друг другу  сторон -  родовой и индивидуальной,  а в самом факте их противоречия.  Эту испорченность,  этот антагонизм следует принять во всем его трагизме,  не пытаясь уклониться в чисто родовую или чисто идеальную сторону.  Таким образом, брак становится  крестным  подвигом.

      Итак,  идея целостности в любви и браке, выдвинутая Вл. Соловьевым, проделала путь через антиномию Бердяева и Розанова к синтезу в идее подвига, в идее героической. Брак, будучи  религиозным действием,  предполагает взятие на себя участниками ее жреческой роли, однако осуществление ее требует от человека подвига и, следовательно, он должен проявить героическую природу. Глубинный трагизм существования делает жреца героем.      Выявленная в ходе развития русской софиологии глубинная противоположность  идеально-духовного и социально-физиологического начал может быть преодолена или через отказ от одного  из  этих  полюсов, что приводит к разрушению целостности, или через героическое принятие этой противоположности.  "Целостность  Героя  подразумевает  не только способность противостоять, но и сознательно выдерживать громадное напряжение противоположностей"[xiii].Для того чтобы  осуществить священный брак архетипический  герой должен  преодолеть  обыденный  взгляд на духовность и на брак через устремление к Высшему началу  бытия,  являющему  собой  Всеединство всех относительных начал, обрести силу для духовного подвига. 

[i] Бердяев Н.А.  Метафизика пола и любви//Русский  Эрос,  или Философия любви в России. - М.: Прогресс, 1991. - С.247 - 248.

[ii] Бердяев Н.А. Указ.соч.- С.241.

[iii]Бердяев Н.А. Указ.соч.- С.238-240

[iv] Бердяев Н.А. Указ.соч.- С.242

[v] Бердяев Н.А. Указ.соч.- С.319

[vi] Там же.

[vii]Бердяев Н.А. О новом религиозном сознании // Бердяев Н.А. О русских классиках.-М: “Высшая школа”, 1993.- С.235

[viii] Розанов  В.В.  Апокалипсис  нашего  времени//Розанов  В.В.Собр. соч. "Мимолетное". - М.: Республика, 1994. - С.434.

[ix] Булгаков С.Н.  Свет Невечерний.  - М.: Республика, 1994. С.253-258

[x] Булгаков С.Н. Указ. соч. - С.254.

[xi] Булгаков С.Н. Указ. соч. - С.256.

[xii] Булгаков С.Н. Указ. соч. - С.260-261.

[xiii] Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. - М.: МНПП "ЭСИ", 1994. - С.45.

0

28

Очень всё это красиво, умно, интересно, научно, и так далее... Вот только, мне видится: всё это для УМА. А может ли быть в принципе УМСТВЕННЫЙ, абстрактный эротизм? Эротизм вообще, вне контекста реальных отношений с реальными, "земными" женщинами/мужчинами? Не наличествует ли здесь элемент бегства от реальности в иллюзорный, вымышленный мир? Типа толкиенистов?

0

29

Русские софиологи почитали как воплощения Софии ряд женщин, а именно:

С.П. Хитрово, которую любил В.С.Соловьев,
А.П.Шмидт, которая любила В.С.Соловьева
и Л.Д. Менделееву - супругу А.А. Блока и Прекрасную Даму его кружка.

Брак Л.Д.Менделеевой и А.А.Блока рассматривался как мистерия -  брак Рыцаря и Прекрасной Дамы.

0

30

Л.Д.Менделеева и А.А.Блок

http://shakchmatovo.amr-museum.ru/gallery/gal_r14.jpg

0


Вы здесь » Шактизм » Теология и метафизика шактизма » Эротический мистицизм в бенгальском вайшнавизме