Шактизм

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Шактизм » Йога и ритуал » Символизм "5 М"


Символизм "5 М"

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

Джая Ма!

Давайте попробуем составить как можно более полный список соответствий "5М".

Ниже приведу отрывок из моей работы, в котором говорится о некоторых аспектах символизма пяти таттв

"В тайных обрядах Каула-шактизма и других тантрических школ, важнейшее место занимают "5 М": вино, мясо, рыба, зерна (поджаренные, сюда же относится  хлеб), сексуальное соединение. Название связано с тем, что соответствующие санскритские слова начинаются с буквы «М». Каждая из «М» называется таттвой. В этом ритуале участники должны наиболее глубоко войти в чувственные наслаждения.  Цель ритуала - выявить трансцендентную Сущность, стоящую за обусловленными структурами эмпирического существования чувственными наслаждениями, осознать стоящую за имманентными участниками ритуала трансцендентную  энергию - Шакти.  Согласно kulArNаva  тантре различные качества таттв пробуждают различные шакти – Божественные энергии являющиеся формами единой Шакти . Аромат таттв активирует icchA- shakti – энергию воли, вкус – jnAna- shakti – энергию познания, поглощение таттв – kriyA – shakti -  энергию действия, наслаждение ими – высшая форма Шакти. Каждая из таттв имеет ряд символических значений. Во-первых, таттвы в соответствии со своими качествами символизируют пять элементов . Вино, которое «сжигает» печали и имеет жгучий вкус, символизирует огонь. Мясо животных живущих в воздушной среде символизирует воздух. Рыба, плавающая в воде – символизирует воду. Зерно, которое получается из злаков, произрастающих на земле, символизирует землю. Сексуальное соединение, которое является причиной рождения человека символизирует эфир – первую из стихий. Человек, использующий эти таттвы  символизирует абсолютное сознание, которое творит и поглощает эти стихии. Весь ритуал пяти М символизирует процесс поглощения материального духовным.
Поглощение таттв есть, с другой стороны их уничтожение. В этом аспетке таттвы символизируют дисгармоничные и привязывающие человека к феноменальному миру состояния ума и чувств. Соответственно, их уничтожение символизирует уничтожение различных преград на пути к освобождению – мукти.
Вино в негативном аспекте символизирует упоение,  поверхностным, рациональным знанием, дающим лишь иллюзию истинного познания мира. Такое знание как вино опьяняет, но не просветляет сознание, а наоборот его закабаляет. Мясо, будучи результатом убийства животных, символизирует эгоизм, готовность ради своих интересов пожертвовать другим человеком, его интересами. Мясо лишенных жизни животных символизирует также ложь и обман.  Плоть убитого животного внешне похожа на плоть  живого животного, и лживые слова тоже  внешне похожи на правдивые слова.  Рыба символизирует аффекты, витальные страсти. Согласно индуистской антропологии витальная сфера, сфера эмоций связана с праной – энергией дыхания, которая в свою очередь связана с водой, символом которой является рыба. Зерна, в отличие от других таттв, имеющие определенную форму выступает как символ очарованности формой, обманчивой, внешней красотой формы, которая часто прельщает человека в проявленном мире. Увлеченный этой внешней, временной красотой отдельных вещей, состояний, явлений человек не хочет обращаться к вечной и непреходящей абсолютной красоте, и очаровывается только ее временными проблесками.  И когда пережевываются зерна, это символизирует то, что все формы временные, они являются лишь преходящими модификациями первоматерии, и что не следует  связываться, порабощаться привязанностью к ним. Зерно непременно вкушается поджаренным, неспособными к прорастанию, что символизирует, что накопленная карма в ходе совершения мистической практики нейтрализуется, лишается способности давать последствия. Сексуальное соединение символизирует привязанность к физическим наслаждениями, неспособность и нежелание  подняться к мистическому блаженству, стоящему за ними. "

0

2

Приветствую,
В тему привожу свою заметку, вышедшую в онлайн-журнале "Ио Пан":

Таинство «пяти М»

Одной из наиболее существенных составляющих доктрины и практики Каула-тантризма является т. н. паньчататтва, или Таинство «пяти М». В контексте садханы паньчататтва — это основной ритуал, жертвоприношение Кулы (кула-яга), и мистическое сопричащение Богине. Доктринально же она представляет собой гносеологическую матрицу соответствий, по которой раскладывается Тело Божества, макро- и микрокосм.

Число пять в индуизме всегда было числом полноты проявленного — так, уже Упанишады описывают пять элементов (махабхута), составляющих материю, пять органов чувств и пять органов действий и т. д. Пятеричное деление перешло в Агамы, Тантры и Пураны. Агамы шиваизма утверждают, что у Всевышнего Бога, Шивы, пять ликов — из которых исходят пять потоков божественного Откровения (Агама). Эта пятерка образуется четырьмя направлениями и центром — так она образует мандалу, мистический круг.
Поскольку все сущее образовано пятью составляющими, в ритуале почитания Божеству подносят символы этих пяти таттв — что подразумевает полную отдачу себя Божественному. В ортодоксальных традициях индуизма этими подношениями являются вода, благовонная субстанция (обычно масло или сандаловая паста), цветы, воскурение и светильник. В йогических же системах те же пять таттв соотнесли с пятью чакрами — от адхары до вишуддхи.

Тантры учат, что методом достижения высшего совершенства является наслаждение миром в любви к Богине. «Через наслаждение достигается счастье, через наслаждение обретается Свобода (мокша) — посему надлежит всецело предаться наслаждению», — сказано в «Йони-тантре». Почему через наслаждение? Потому что «Блаженство — это образ Абсолюта, проявленный в теле», а наслаждение раскрывает это нетварное Блаженство (ананда). При этом в Тантрах оговаривается, что следовать этому пути может не кто угодно, а лишь вира — «герой». То есть человек, обладающий надлежащими качествами, верой в себя и Бога, правильным знанием, преданностью Шакти (Богине и любимой женщине) и надлежащим посвящением в традиции Кулы. Для такого виры единственное предписание — следование собственной Воле.

В этом контексте и следует рассматривать учение о «пяти М», паньчамакаре. Паньчамакара — это суть всей кула-йоги, как практически, так и теоретически. По сути, весь тантризм сводится к соитию в любви — что является и высшим наслаждением, и глубочайшим познанием. По словам «Джнянарнава-тантры», «единение Шивы и Шакти и есть истинная Йога». Через любовь человек становится сопричастным трансцендентному, блаженство Любви есть высшее состояние, Самарасья. «Состояние любви — не от мира», — говорит Шива в «Махешвара-тантре».
Пять сущностей Кулы — это пять аспектов любовного соединения с Шакти. В «Маханирвана-тантре» (V.22) говорится, что паньчататтва необходима в почитании Ее. «Пять М» настолько важны, что «Куларатнавали» утверждает, что без них Богиня никогда не будет довольна. Ведь «Единение — это высшее состояние, как на небе, так и на земле» (Тарабхактирахасья-дипика, VI.19).

Как уже было сказано, пять таттв символизируют тотальность — в данном случае, тотальность присутствия Богини. Можно сказать, что в тантризме причастие существует под пятью видами. Эти пять — вино, мясо, рыба, мудра и майтхуна. На санскрите все эти пять слов начинаются с буквы «м», отчего и произошло название. Последние два компонента оставлены без перевода, поскольку значения не вполне однозначны. Мудру часто трактуют как жареное зерно, реже как определенные мистические жесты. И то, и другое верно. Но, судя по всему, первоначальным значением термина было «женщина», партнерша в ритуале (именно в этом смысле «мудра» фигурирует в буддистских Тантрах). Майтхуна — это, в первую очередь, соитие, во вторую — его материальный результат, смесь любовных секреций.

Отчасти смыслом описываемого ритуала был антиномианизм, стремление выйти за пределы религиозного и социального закона. Так, «Нируттара-тантра» говорит: «От ведического закона происходит обусловленное действие, от такого действия происходит связанность — поэтому надлежит отбросить предписания Вед и молиться Богине в наслаждении». Но значение «пяти М» значительно глубже, оно вовсе не сводится к протесту против ханжеского социума.

Фрагмент Маркандея-пураны, описывающий величие Богини и Ее победу над силами зла («Деви-махатмья»), перечисляет пять главных демонов, которых Она последовательно убивает. Эти пять демонов олицетворяют пять грехов: похоть, гнев, эгоизм, жадность и заблуждение. Эти грехи — клиппот соответствующих энергий сознания. Посредством их «убиения» сущность человека восстанавливается до первоначальной святости. Но человек не способен сам их победить. Тантры учат, что спасение возможно лишь по милости Богини, никак иначе. В этом тантризм совершенно категоричен — никакое «самосовершенствование» невозможно по самой природе вещей. Поэтому «Куларнава-тантра» говорит: «Ни йога, ни аскетизм, ни ритуалы не помогут. Лишь любовь спасает». Богиня любит человека изначально; как только он отдается Ее воле, Она вторгается в его жизнь и бесповоротно меняет все. Как Дурга Она убивает на поле человеческой души всех внутренних демонов, выпивает их кровь и танцует в экстазе…
В «Деви-махатмье» высказана еще одна тантрическая доктрина: «В мире, о Богиня, Ты явлена в женщинах» (IX.6). По этой причине слово «Шакти» в Тантрах обозначает как Богиню, так и женщину. Соответственно, шакти-пуджа — это служение Богине и служение женщине. И самая сокровенная шакти-пуджа есть паньчататтва.

Символически пять таттв представляют пять аспектов самой Богини, пять частей Ее Тела. Если же рассматривать их в последовательности, то через них раскрывается тантрическая йога как метод спасения. Вино символизирует мистическое опьянение чувством любви, возникающее вследствие пробуждения сердца человека под воздействием божественной благодати (ануграха-шакти). На это указывают, к примеру, слова «Маханирвана-тантры» (IX.105). Вино соотносится с Шакти, женской стороной Божественного. Мясо же представляет Его мужскую часть, Шиву. Оно символизирует осознание, внутреннюю тишину (мауна), созерцание. Вино и мясо — это Шакти и Шива, Нюит и Хадит. «Наслаждающийся ими — сам Бхайрава, а возникающее в их соединении Блаженство есть Свобода» (Куларнава-тантра, V.79). Бхайрава (Гор в Liber AL) символизирован рыбой — драконом или змеем глубин. Этот дракон — поднимающийся, он представляет собой энергию поднятия (арохана-шакти), мифологически персонифицированную как Сканда. «Шива-сутра» гласит: «Бхайрава есть поднятие». Это то возбуждение, которым возбуждается Богиня. Блаженство соединения есть мудра — как сказано, «мудра — это то, что дарует радость». Мудра — это Маат и Бабалон, нижняя Шехина каббалистов. В огне мистического познания сгорают зерна карм — поэтому мудру представляют в ритуале жареным зерном. Познание в тантризме, как и в Каббале — «интимное», а не просто интеллектуальное. То есть имеет место мистическое слияние в объектом познания, в том числе слияние сексуальное. Именно про такое познание Упанишады говорят: «Праджнянам Брахма», «Познание есть Абсолют».
Описанные четыре элемента соотносятся с четырьмя буквами Святого Имени, с четырьмя сфирот и с четырьмя направлениями. Они есть аспекты пятой таттвы, которая есть высшая и «особая» таттва (шеша-таттва).
Майтхуна представляет собой возвращение в то изначальное Единство, в котором живет Божество. Это совершенное единение женщины и мужчины в любовном вкусе, махасукха буддийских Тантр. «Кали-тантра» (IV.11) говорит: «Тот, кто соединяется с женщиной, обретает все». Если вино и мясо соотносятся с нисхождением Шакти, благодатной силы Божества, а рыба и мудра — с поднятием в ответ на него нижней кундалини, то майтхуна представляет собой Самарасью, растворение в едином вкусе Любви.
Критерием правильности совершения ритуала является состояние Блаженства в сердце. «Именно то счастье, которое возникает в преданных Куле в служении сущностей Кулы, есть Свобода — это истинно так» (Куларнава-тантра, VII.103).
Сказано в Liber AL: «И знаком будет Мой экстаз» (I.26).

Ритуал «пяти М» происходит в надмирном пространстве, в духовном мире, хотя действия совершаются зримо и ощутимо. Кула-чакра, круг тантрических адептов, есть островок царства Кулы в этом мире, явленное в пространстве-времени трансцендентное. В понятийной системе Каббалы кула-чакра — это состояние ха-Олам Хава, «Мира грядущего». Более того, кула-чакра создает канал, через который надмирное вливается в этот мир, преображая его. В этом подход тантризма аналогичен франкистской Каббале — с ее учением о взрывании клиппот изнутри посредством низведения в них чрезмерного Света. «Наслаждение становится Йогой, явный грех обращается в благо, этот мир претворяется в Свободу посредством чистого чувства адепта» (Каулавали-нирная, X.131).

Внимательное изучение тантрического учения о паньчататтве раскрывает множество параллелей с другими системами мистицизма. Эти пять таттв — и потоки Откровения в шиваизме и шактизме, и ступени йоги буддистских Тантр, и формула четырехбуквенного Имени в Каббале, и порядок эонов согласно Liber AL. Сам этот ритуал также имеет свои аналоги практически в любой подлинной традиции — можно вспомнить и саббатианские седеры, и гностические мессы, и некоторые суфийские практики. Если же рассматривать паньчататтву в ее сути, это сжатая концепция метода обожения (аропа), которая едина для всех. Именно через «пять М» человек становится целостным йогином — как утверждается в «Рудра-ямале» (X.161). Через них человек воссоединяется с Возлюбленной…

0

3

Здраствуйте!

Насколько корректно обряд Причащения в Христианстве отождествлять с обрядом Панчататвы в Шиваизме?

Отредактировано AirLion (2006-06-20 15:26:45)

0

4

AirLion написал(а):

Насколько корректно обряд Причащения в Христианстве отождествлять с обрядом Панчататвы в Шиваизме?

По своей сути они тождественны. Понимание таинства евхаристии поможет правильно понять таинство 5М тантризма.

0

5

Arjuna написал(а):
AirLion написал(а):

Насколько корректно обряд Причащения в Христианстве отождествлять с обрядом Панчататвы в Шиваизме?

По своей сути они тождественны. Понимание таинства евхаристии поможет правильно понять таинство 5М тантризма.

Здраствуйте Арджуна!

Для того чтобы понять тайну Евхаристии нужно принять крещение по вере. Тогда есть ли смысл потом вникать в таинство 5М?

0

6

AirLion написал(а):
Arjuna написал(а):
AirLion написал(а):

Насколько корректно обряд Причащения в Христианстве отождествлять с обрядом Панчататвы в Шиваизме?

По своей сути они тождественны. Понимание таинства евхаристии поможет правильно понять таинство 5М тантризма.

Здраствуйте Арджуна!

Для того чтобы понять тайну Евхаристии нужно принять крещение по вере. Тогда есть ли смысл потом вникать в таинство 5М?

Во-первых, речь шла о понимании, а не опыте. Понять таинство евхаристии (хоть и не в полной мере) можно из Нового Завета и богословских трудов.
Во-вторых, многие в западных странах являются крещенными де факто. А есть ли смысл вникать куда-то, определяет сам человек. Если он не видит смысла, то его и нет :). В противном случае вопроса не возникает.

0

7

AirLion написал(а):

Насколько корректно обряд Причащения в Христианстве отождествлять с обрядом Панчататвы в Шиваизме?

Хотелось бы отметить, что различие Панчататтвы и Евхаристии связано прежде всего с фундаментальным различием тантры и христианства: тантра метафизична, а христианство исторично. Можно сказть, что в силу этого они противоречат друг другу, а можно - что дополняют.

Христианство вообще, и Евхаристия в особенности, жестко центрированы на конкретной исторической личности: Иисусе из Назарета и на конкретных исторических событиях: Его жизни, смерти и всокресении, описанных в Евангелиях. Все остальные смыслы: метафизические, антропологические и т.д. являются для христианства уже производными и зависимыми.

Тантрическая практика метафизична и антропологична: она не привязана к какому-либо конкретному лицу или событию и основывается на вечных и универсальных законах, знаниях о структуре мироздания и человека.

0

8

Abhinava написал(а):
AirLion написал(а):

Насколько корректно обряд Причащения в Христианстве отождествлять с обрядом Панчататвы в Шиваизме?

Хотелось бы отметить, что различие Панчататтвы и Евхаристии связано прежде всего с фундаментальным различием тантры и христианства: тантра метафизична, а христианство исторично. Можно сказть, что в силу этого они противоречат друг другу, а можно - что дополняют.

Христианство вообще, и Евхаристия в особенности, жестко центрированы на конкретной исторической личности: Иисусе из Назарета и на конкретных исторических событиях: Его жизни, смерти и всокресении, описанных в Евангелиях. Все остальные смыслы: метафизические, антропологические и т.д. являются для христианства уже производными и зависимыми.

Тантрическая практика метафизична и антропологична: она не привязана к какому-либо конкретному лицу или событию и основывается на вечных и универсальных законах, знаниях о структуре мироздания и человека.

Несомненно, это отличие имеется. Но не стоит забывать, что историческая интерпретация христианства хоть и является доминирующей и ортодоксальной, не есть единственно возможная (и даже, вероятно, единственно ортодоксальная).

Исторически вообще не факт, что был некий Йешуа ха-Ноцри как конкретное лицо, а не собирательный образ. И даже если он существовал, сама его фигура в значительной мере мифологизирована в Евангелиях, которые все написаны уже после предполагаемых смерти и воскресения.
Вообще, историческое понимание христианства — это прямое заимствование из иудаизма (в некотором смысле, возможно, даже ересь "иудействования"). Оно опционально. Конечно, для народных масс чисто метафизическое понимание просто невозможно, людям нужен красивый и трогательный миф. Посему массовое христианство некорректно сопоставлять с тантризмом, который по сути элитарен. Христианство же "знающих" поистине независимо от историзма.

Когда одного афонского монаха спросили, знает ли он, что иудейский пророк Йешуа ха-Ноцри вообще не учил тому, чему учит Церковь, тот ответил, что это не имеет никакого значения — для него Иисус есть Бог, постигаемый в мистическом переживании (цитирую не буквально, но смысл такой).

Отредактировано Arjuna (2006-06-22 10:33:17)

0

9

спасибо за ответы!

Перечитывая материалы по шиваизму и тантризму создалось впечатление, что практика 5М - это единственный метод позволяющий достичь Единства с Божеством. Даже известное наставление Кришны в Бхагават-Гите "Оставь все Дхармы и предайся Мне" можно реализовать только посредством практики 5М, имея естественно бхакти дикшу и гуру?
Так ли это?

0

10

AirLion написал(а):

Перечитывая материалы по шиваизму и тантризму создалось впечатление, что практика 5М - это единственный метод позволяющий достичь Единства с Божеством. Даже известное наставление Кришны в Бхагават-Гите "Оставь все Дхармы и предайся Мне" можно реализовать только посредством практики 5М, имея естественно бхакти дикшу и гуру?
Так ли это?

1. Существуют несколько традиций шиваизма, из которых далеко не все — тантрические. Соответственно, некорректно распространять 5М на весь шиваизм вообще.

2. В [каула]тантризме 5М — единственный метод. Но надо учитывать, что не во всех случаях 5М имеет смысл понимать как конкретный ритуал. Вообще, все 5 таттв заключены в последней (шеша-таттве), так что единственность сводится к ней. Опять-таки, значение этого в первую очередь связано с метафизическим взглядом на бытие и его применением к сфере практического мистицизма. Надеюсь, у Вас не сложилось впечатления, что тантризм утверждает, будто единственный метод богореализации есть секс :). Однако есть два момента, по которым 5М крайне важны в том числе и как физическая практика: 1. майтхуна есть воплощение любви, делающее ее совершенной; 2. тантризм учит, что высшее состояние есть локананда, блаженное переживание мира как формы Сознания (а не какое-либо отречение) — и 5М есть метод постижения мира в таковом качестве. Кроме того, Шива в Агамах предписал 5М как сущностный метод тантры. Вот по этим причинам 5М, как правило, должна совершаться в том числе и как ритуал (что никоим образом не отменяет ее внутреннего аспекта, но, напротив, углубляет его).

0

11

Я конечно же не думаю, что секс это единственный метод самореализации:)
Буду рад, если разъясните следующие моменты. В священных текстах утверждается, что все религиозные традиции возникли из 5 ликов Шивы. Корректо ли отождествлять 4 лика с существующими основными традициями? Если корректно, то значит практики 5М во всех 4 традициях по сути,а возможно и по ритуалу, одинаковы?

Arjuna написал(а):
AirLion написал(а):

Перечитывая материалы по шиваизму и тантризму создалось впечатление, что практика 5М - это единственный метод позволяющий достичь Единства с Божеством. Даже известное наставление Кришны в Бхагават-Гите "Оставь все Дхармы и предайся Мне" можно реализовать только посредством практики 5М, имея естественно бхакти дикшу и гуру?
Так ли это?

1. Существуют несколько традиций шиваизма, из которых далеко не все — тантрические. Соответственно, некорректно распространять 5М на весь шиваизм вообще.

2. В [каула]тантризме 5М — единственный метод. Но надо учитывать, что не во всех случаях 5М имеет смысл понимать как конкретный ритуал. Вообще, все 5 таттв заключены в последней (шеша-таттве), так что единственность сводится к ней. Опять-таки, значение этого в первую очередь связано с метафизическим взглядом на бытие и его применением к сфере практического мистицизма. Надеюсь, у Вас не сложилось впечатления, что тантризм утверждает, будто единственный метод богореализации есть секс :). Однако есть два момента, по которым 5М крайне важны в том числе и как физическая практика: 1. майтхуна есть воплощение любви, делающее ее совершенной; 2. тантризм учит, что высшее состояние есть локананда, блаженное переживание мира как формы Сознания (а не какое-либо отречение) — и 5М есть метод постижения мира в таковом качестве. Кроме того, Шива в Агамах предписал 5М как сущностный метод тантры. Вот по этим причинам 5М, как правило, должна совершаться в том числе и как ритуал (что никоим образом не отменяет ее внутреннего аспекта, но, напротив, углубляет его).

Отредактировано AirLion (2006-06-23 13:59:04)

0

12

AirLion написал(а):

Буду рад, если разъясните следующие моменты. В священных текстах утверждается, что все религиозные традиции возникли из 5 ликов Шивы. Корректо ли отождествлять 4 лика с существующими основными традициями? Если корректно, то значит практики 5М во всех 4 традициях по сути, а возможно и по ритуалу, одинаковы?

Что Вы подразумеваете под "4 основными традициями"?

По сути практика 5М, конечно, везде одинакова (по ритуалу отличия в той или иной мере присутствуют). Но есть она не везде, а только в тантрических традициях.

0

13

Извините за задержку с ответом!
За основные 4 традиции насколько я понимаю принимаются  христианство, ислам, буддизм и иудаизм.
Если они не попадают в концепцию 5 ликов Шивы от которых возникли религиозные традиции, то хотелось бы узнать какие традиции подразумевались?

0

14

Что за дискриминация? :) Индуизм-то куда пропал из списка "основных традиций"?

Пять ликов Шивы связаны с традициями внутри индуистского шиваизма и тантризма, а не религиями вообще. Конечно, проспекулировать на данную тему не сложно, но это будет не более чем частным мнением.

0

15

5 лик Шивы - это и есть индуизм из которого якобы произошли все остальные 4 религии.
если мне память не изменяет то подобную интерпретацию 5 ликов ввел кто то из основателей Теософского общества.
Буду рад если разъясните в каких основных течениях индуизма отразились 5 ликов Шивы.

0

16

AirLion написал(а):

Из индуизма произошли буддизм и джайнизм, а также сикхизм.
Иудаизм, христианство и ислам по происхождению совершенно независимы.

Теософское Общество выдавало немало бреда. Ориентируйтесь на адекватные научные источники, а не сектантские измышления ;)

0

17

Реально ли в Москве найти правильную литературу по шиваизму и Джийотишу?
Буду признателен если подскажите адреса, пароли явки,условия оплаты и доствки в Екатеринбург.

0

18

Arjuna написал(а):

Уважаемый Arjuna!
Вы писали, что вино соответствует Шакти, а мясо - Шиве. Возникает вопрос о том, по какой причине установлено такого рода соответствие. Что касается вина, то здесь все понятно и соответствие очевидно. Но вот что касается мяса - то здесь уже столь явного соответствия на первый взгляд нет. Несколько неочевидно, почему мясо символизирует сознание, внутреннюю тишину, созерцание. Не могли бы Вы прояснить этот момент?

0

19

svatan написал(а):

surA shaktiH shivo mAmsaM — сказано в Куларнава-тантре. Так что соотнесение мяса с Шива-таттвой не мною придумано. Однако, логика за сим совершенно ясна: мясо и вино есть две основные таттвы (плюс майтхуна, очевидно означающая соединение), тогда как Шива и Шакти — два принципа Божества. Мясо, по утверждению ряда Тантр, символизирует мауну (молчание), что, очевидно, относится к молчанию внутреннему, пустотности осознания. Соответственно, Джнянарнава-тантра называет Шиву шуньей (пустотой). Мясо — чит-шакти, а вино — ананда-шакти.

0


Вы здесь » Шактизм » Йога и ритуал » Символизм "5 М"